/ Архитекторы – Франческо и Джованни Фраполли

  • 0

Архитекторы – Франческо и Джованни Фраполли

Как уже отмечалось, Одесса с момента её основания получила статус города, что сразу-же выдвигало высокие требования к внешнему облику, характеру застройки и типам сооружений. Для решения этих задач привлекались специалисты многих профессий. Среди них в первую очередь следует назвать архитекторов-профессионалов – Франческо и Джованни Фраполли.

Уроженец Неаполя – Ф. Фраполли (ок. 1770 – 1817) – начал работать вОдессе с 1798 года во вновь организованном Комитете для строительства порта и города. Практически, всё первое десятилетие своего пребывания он посвятил проектированию и строительству под руководством Ф.П. Деволана сооружений одесского порта – соляных и адмиралтейских складов, таможни и арсенала. Эти здания были завершены между 1800 и 1816 годами и не сохранились. Тогда же Ф. Фраполли разработал проект устройства городского центра (1808) с организацией театральной площади в районе предполагавшегося выхода трасс нынешних улиц Ришельевской и Екатерининской к обрыву плато. Неаполитанская архитектурная школа во многом определила взгляды архитектора на проектирование городских ансамблей, общественных зданий, поиска композиционных решений. В Одессе ему поручили воплощение в натуру наиболее важных городских построек. К таким относятся городской госпиталь по улице Пастера, 5 и старый театр, сгоревший в 1871 году; продолжение строительства Преображенского собора и сооружений порта. Проекты двух первых выполнил знаменитый петербургский зодчий – Тома-де-Томон. Среди мастеров русского классицизма ярко сияла тогда звезда этого архитектора, приехавшего в Россию в 1799 году и через два года занявшего пост профессора оптики, перспективы и архитектуры в Академии Художеств. Уже в 1803 году соотечественник зодчего, градоначальник молодой Одессы – Э.И. Ришелье обратился к нему с заказами.

Тома-де-Томон не был знаком со спецификой строительства в Одессе и, поэтому, несмотря на хорошо найденный облик, в проектах этих зданий не были учтены многие местные тонкости. Здесь, при исполнении их в натуре, особая роль принадлежала архитекторам, осуществлявшим строительство.

Поэтому, проектами Тома-де-Томона неизменно руководил Ф. Фраполли. У пересечения улиц Приморской и Ланжероновского спуска, несколько отступая вглубь участка, стоит массивное приземистое здание, фасады которого расчленены арками. Это – бывший пакгауз карантинной стражи (сейчас в нём находится мореходная школа). Некоторые данные указывают на то, что и эта утилитарная постройка возводилась «по мотивам» проекта Тома-де-Томона.

Развитие города требовало всё большего количества строительных материалов, которые в основной массе были привозными. Наиболее дешевой и практичной альтернативой для ведения кладки в Одессе оказался местный известняк-ракушечник, залегающий мощным пластом прямо под застройкой.

Его достоинства привлекали большинство застройщиков и владельцев участков – мещан, военных, купцов, имевших более скромные возможности нежели столичная знать. Городовому архитектору Ф. Фраполли удалось творчески переосмыслить господствовавшие в то время каноны классицизма для местных условий, найти соответствующие материалу строительные приёмы. Положив в основу так называемый тосканский ордер, упростив его до выразительного лаконизма, архитектор добился поразительной соразмерности объемов зданий, ритмичности композиции, радостного и приподнятого облика даже самых простых построек.

Все эти приёмы Ф. Фраполли использовал во время разработки проектов застройки площади Греческого рынка, совместившей торгово-складские и жилые функции в зданиях типа «торговых рядов». В них за колоннами первого этажа размещались лавки, связанные внутренними лестницами с жилой зоной второго этажа. Именно таким был «дом с колоннами», располагавшийся до недавнего времени на Греческой площади, 6 (1810-е гг.). Двухэтажное здание с большими, чем в классических образцах интерколумниями, колоннами, покоящимися на высоких пьедесталах, упрощённый антаблемент – всё это, очевидно диктовалось требованиями экономии – имело нарядный облик. К сожалению, в процессе реконструкции площади эту уникальную постройку, внесенную в реестр памятников архитектуры, снесли «по ветхости» и заменили… новым трёхэтажным зданием, нависающим над неудачной имитацией колоннады. Подобная этой модели застройка окружала и площадь Нового рынка (1812-1819), перестроенная в конце 1830-х – начале 1840-х годов архитекторами Ф.К. Боффо и И.С. Козловым (сохранились лавки по ул. Торговой, 19, 33 и 37).

План здания Преображенского кафедрального собора, размещённого на Соборной площади (первоначально церкви Св. Николая, упоминавшейся в очерке о В.В. Ванрезанте) был разработан при участии Ф. Фраполли. В окончательном варианте проект был увязан с официально предписывавшимся «образцовым» фасадом из альбома, составленного архитекторами Ж. Тома-де-Томоном и А.Д. Захаровым. По литографии 1815 года можно установить чрезвычайное сходство архитектуры собора с излюбленными «академическими» мотивами этих зодчих. Строительство было завершено в 1808 году, а во второй половине XIX века собор подвергся ряду перестроек, исказивших его первоначально строгий вид. В 1804-1808 годах, в аналогичных собору, классических формах Ф. Фраполли построил для греческой общины города церковь Святой Троицы по улице Екатерининской, 55. Она заменила наспех возведенное в 1795-1797 годах деревянное здание. Особый интерес в этом ряду построек также представляет комплекс зданий городского госпиталя (Городская клиническая больница №5), расположившийся над крутым Херсонским спуском. Проект комплекса – одна из замечательных работ Томона. Первоначальная постановка его представлялась автору у воды – вероятно, по аналогии с его Петербургской биржей. К сожалению, первоначальный проект, привязанный Ф. Фраполли к местным условиям, был реализован лишь частично, а именно – его центральная часть с главным входом под монументальным тосканским портиком. Строительство этого корпуса было закончено в 1806 году. Вследствие быстрого роста города уже в 1827 году возникла необходимость в дальнейшем расширении госпиталя. Однако, это строительство, по неизвестным нам причинам, проводилось уже не по проекту Томона, а по разработкам архитектора Д. Фраполли.

Об энергичной и загадочной личности Ф. Фраполли известно немного. Сохранились сведения о том, что он посещал массонскую ложу. Слава же покорителя женских сердец рождала о нём множество достаточно нелепых легенд. Одна из них указывает виновником гибели архитектора некоего местного ревнивца. По официальной версии всё представляется гораздо проще – газета «Одесский вестник» сообщала, что архитектор был ограблен и убит в собственном доме. Благополучнее сложилась судьба его брата – Джованни, окрещённого в Одессе на русский манер Иваном Михайловичем (умер в 1826 г.). Он строил жилые дома, проектировал различные другие постройки и сооружения, такие как, например, колокольню Преображенского собора (1826) и заставы внутренней таможни (1823). Экономическое оживление, охватившее Одессу в начале 1820-х годов, вслед за введением порто-франко, дало возможность Д. Фраполли проявить в полной мере свои возможности. Он пользовался большим авторитетом у городских властей, а проекты его – повышенным спросом у заказчиков. В среднем в течении года Д. Фраполли представлял в Строительный Комитет до 10-15 проектов зданий, параллельно осуществляя авторский надзор за таким-же количеством строящихся. Среди наиболее характерных для зодчего построек можно назвать простые, но наделённые гармоничными экстерьерами и рациональные по сути дома по улице Бунина (Полицейской), 24 и Греческой, 34; Пушкинской (Итальянской), 75 и Канатной, 51. Все они построены в середине 1820-х годов и подверглись позднее перестройкам. Было множество других, снесённых или изменённых до неузнаваемости, но хранящих дух своего времени – времени юношества Одессы.
Валентин Пилявский  «Зодчие Одессы»


Оставить ответ

Рубрики