/ Сара Бернар в Одессе

  • 0

Сара Бернар в Одессе

                                                                                                                                                                                               Сара Бернар в Одессе
Всякая реклама вообще есть гнусное дело, в особенности когда она становится орудием шарлатанов. Но она имеет еще ту особенность, что она часто служит во вред тем, ради кого она делается. Сара Бернар -несомненная жертва собственной рекламы. Прекрасная, тонкая, умная артистка, с самой искренней любовью служившая искусству, отдавшая всю свою жизнь театру, создавшая целую галерею дивных образов и возбуждавшая в огромных массах, видавших и слушавших ее, самые лучшие эстетические переживания, — ныне, после ее смерти, остается в памяти многих, благодаря рекламе, только как эксцентричная женщина с ничего не имевшими общего с искусством фантазиями и капризами.

Анекдоты о ее жизни как женщины заслонили собой факты из ее жизни как артистки. Реклама много повредила ей и тем, что публика и критика всегда подходили к ней с чрезмерными требованиями. Пусть Сара Бернар не великая артистка, но для тех, кто ее видел не в ее шумливых заграничных турне, а в ее родной обстановке парижских театров, она всегда была артисткой очень большой и значительно выдающейся над уровнем всех остальных современных ей во Франции соперниц по искусству. Этого ли недостаточно было для бессмертья ее имени? Для чего ей понадобилась еще реклама?

Сильно повредила реклама Саре Бернар и у нас в Одессе. Несомненно, многие в ней разочаровались. Ожидали, что она явится для Одессы новою Рашелью, Ристори или Цецаной Гволтьери с их всемогущим и всепобеждающим гением, а она оказалась просто комедийного стиля артисткой, с очень своеобразной, точной, парижского стиля игрою, но вовсе не производящей ошеломляющее впечатление. И обманутая рекламой одесская публика чуть ли не была готова потребовать из кассы свои деньги обратно. А каковы были ожиданья одесситов, можно судить по тому, что в утро приезда Сары Бернар в наш город 13 ноября 1881 года вся Пушкинская улица была запружена вереницами экипажей, дрожек и толпами людей, спешивших на вокзал, чтобы увидеть ее при первом ее у нас появлении. Едва подошел к перрону поезд, и в одном из окон вагона показалось худенькое, с большими глазами, окаймленное золотистыми с красным отливом волосами лицо артистки, как из уст многотысячной толпы грянуло навстречу громовое «ура!». Все бросились к ее вагону — произошла давка, вмешалась полиция, и Сару Бернар с большим трудом спасли от растерзания.

Весь город, еще задолго до приезда артистки возбужденный до психоза рекламою, только и говорил во всех слоях светского общества, что о «великой божественной» Сарре. Но страсти не только разгорелись, но и разделились. Образовались партии. Билеты в кассе театра брались с бою. Барышники нажили тысячи.

Сара Бернар дебютировала у нас в первый же день своего приезда, т. е. 13 ноября, в пьесе Дюма «Дама с камелиями». Играла она прекрасно, но была встречена холодно. Публика ожидала чего-то необыкновенного, а артистка играла просто. Закончила, однако, спектакль бесконечными вызовами со стороны переполнявшей верхи театра молодежи. При отъезде артистки из театра домой произошел скандал: крики «ура!», «браво!» чередовались со свистом и шиканьем, в окно кареты Сары Бернар был брошен увесистый камень, разбивший стекло и слегка ее задевший.

Всего сыграла у нас Сара Бернар пять спектаклей. Наибольший успех она имела в Одессе в «Фру-фру», проявив здесь всю силу своего комедийно-драматического таланта. Самая придирчивая к артистке критика признала себя в этой пьесе побежденною.

В общем, Сара Бернар произвела в первый свой приезд в Одессу впечатление среднее, далеко не соответствовавшее возбужденным рекламою ожиданиям.

А.Дерибас «Старая Одесса»


Оставить ответ

Рубрики